+84 (128)642-50-64
+7 (926) 975-95-59
Блог
Новости

Наконец то выпустили новую версию Adobe Captivate.

Мой обзор новых возможностей Adobe Captivate 2017:

http://procaptivate.ru/blog/novye_vozmozhnosti_v_novom_adobe_captivate_2017/

31.12.2016
С новым годом!
31.12.2016

Всех с наступающим Новым 2017 годом!

Успехов в бизнесе и карьере в следующем году!
Новогодний выпуск на канале ProCaptivate - https://youtu.be/gsXz6UTmTjo.
 

Открыт набор на:

Онлайн-курс: Как сделать курс в Adobe Captivate® 9. Базовый уровень.

Даты проведения: 13 марта - 17 апреля 2017 г.

 Стоимость тренинга - от 7 400 до 12 400 рублей Подробности...

  

Блог

   В данном небольшом видео я расскажу как можно перевести на русский язык (переименовать) всплывающие подсказки (ToolTips) для кнопок панели навигации (Playbar) в курсах, опубликованных в HTML5 в Adobe Captivate 8:

 

 

 

Давно хотел написать в своем блоге как просто создавать собственные кнопки. Данная статья будет актуальна для последней версии Adobe Captivate, а также для всех предыдущих.

 Как вам известно в  Captivate можно добавлять собственные кнопки в виде Image button, которые в курсе будут изменяться при наведении курсора мыши и клике на кнопке.

Т.е. вы можете добавлять Image Button из списка готовых кнопок:

Но что делать если вам необходимо сделать свою кнопку типа  Image Button, например под свой корпоративный дизайн и т.д. 

Обратите внимание, что все картинки для кнопок хранятся в специальной папке "\Gallery\Buttons" в директории куда вы установили Captivate. У меня например это "C:\Program Files\Adobe\Adobe Captivate 8 x64\Gallery\Buttons"

 

В этом случае вам достаточно сделать свои картинки для трех положений кнопок - статичное, при наведении курсора мыши и при клике на кнопке.

Файлы этих трех картинок необходимо назвать с одинаковым  именем, но с индивидуальным окончанием в конце наименования каждого файла.

Т.е. если вы сделали три файла их нужно будет назвать следующим образом:

  • картинку для статичного положения - " Primer_UP ";
  • картинку для  положения при наведении курсора мыши - " Primer_OVER ";
  • картинку для положения при клике на кнопке - " Primer_DOWN ".

 

Первая часть названия файлов  может быть любой, но не должна совпадать с названиями файлов в папке (Back_blue, Arrow и т.д.).

Использовать вышеописанные окончания необходимо обязательно!

 

 

После этого необходимо скопировать/переместить переименованные файлы в папку  \...\Adobe\Adobe Captivate 8 x64\Gallery\Buttons.

Теперь у вас есть собственна кнопка Image button.

Если вдруг вашей кнопки нет в списке - необходимо кликнуть на кнопке Change:

 и выбрать кнопку в открывшемся окне.

 

Описание всех переменных вы можете найти в данном разделе.

 

В Adobe Captivate 8 были добавлены только две новые переменные:


 cpInfoMobileOS в уже существующей категории «System Information» (Информация о системе): данная переменная нередактируемая (read-only), позволяет определить на мобильном устройстве с какой ОС запущен курс, возвращает значение в виде числа или строки.


 cpInfoGeoLocation в новой категории «Mobile» (Мобильная), возвращает значение гео-данных (текущей геолокационной позиции слушателя), при условии что на устройстве есть и активирована возможность передачи гео-данных. Эта переменная имеет в своем составе целых три компонента:
- Latitude (Широта),
- Longitude (Долгота),
- Accuracy (Погрешность/Точность).

 

Есть также несколько инструкций по работе с этой переменной, например вот одна из них – ссылка.

 

 Что нового в Adobe Captivate 8?
  В очередной раз компания Adobe не перестает нас удивлять новыми возможностями и фичами, реализованными в новой версии Captivate.

  Ключевые тренды новой версии – это создание курсов для всех типов мобильных устройств, использование возможностей мобильных устройств и конечно же адаптивность курсов под все типы устройств.
  Еще совсем недавно мы и не могли представить, что в инструменте разработки курсов дистанционного обучения мы сможем создавать курсы полноценно работающие на мобильных устройствах. Причем не только работающие, но и поддерживающие любые размеры экранов мобильных устройств в том числе за счет адаптивного дизайна самих курсов. Но вот благодаря новой версии мы можем разрабатывать такие курсы! Мы больше не зависим от того работает ли Flash на устройстве или нет. Мы можем полноценно работать с HTML5 и использовать все его возможности. Нельзя без преувеличения сказать, что это серьезный прорыв в отрасли дистанционного обучения.

  Каждый кто стремиться быть лучшим в этой отрасли должен обладать возможностям разработки курсов для всех типов мобильных устройств и уметь пользоваться этими новыми возможностями редактора Adobe Captivate 8.

Наконец-то у меня нашлось время описать эти новые возможности.

Я думаю вам будет интересно о них узнать:

1. Очередная модернизация интерфейса программы, новый дизайн, улучшения, а также в целом интуитивно-дружественный пользователю интерфейс.

 

2. Полноценная поддержка жестов на мобильных устройствах в разрабатываемых курсах, в том числе, таких как Pinch (увеличение/уменьшение двумя пальцами) и Swipe (перелистывание).

 

3. Использование гео-локации в обучении (Location Based Learning) – позволяет получить данные о местоположении слушателя, с использованием GPS-данных с мобильного устройства, что в свою очередь позволяет, например отобразить подходящий для текущего расположения пользователя контент.

4. Адаптивный дизайн (Responsive Design) курсов – дизайн курсов, подстраивающийся под устройства, которые используют слушатели для просмотра ваших курсов.

5. Multi-screen Responsive eLearning – возможность предпросмотра как разработанные вами курсы будут отображаться на экранах различных типов мобильных устройств.

 

6. Адаптивные готовые темы (Responsive Themes) – вы можете использовать темы, специально адаптированные под смартфон, планшет или настольный компьютер.

7. Нативный HTML5 и поддержка HTML5-анимации – более эффективная работа с веб-объектами и анимацией.

8. Адаптивное позиционирование объектов курса (Smart Responsive Positioning) – вы сможете располагать объекты курса (изображения, текст и т.д.) по отношению к границе экрана или другим объектам для обеспечения согласованности макета курса на всех типах устройств.

 

9. Адаптивные возможности по захвату экрана (Responsive Screen Capture) – создание курса методом Screen Capture, который будет работать и нормально отображаться на всех типах устройств.

 

10. Возможность прокрутки (Scrolling) для планшетов и смартфонов – данная функция позволяет осуществлять пользователю прокрутку контента на планшетах и мобильных телефонах. Предназначена для размещения контента, который занимает места больше одного экрана устройства.

11. Поддержка дисплеев Retina - позволяет делать курсы, которые соответствуют разрешению устройств с данным типом дисплея.

 

12. Новые усовершенствованные смарт-формы (Smart shapes) и ряд улучшений других функций, ранее уже существовавших в более ранних версиях Captivate.

 

Этот небольшой ролик описывает как можно использовать эту новую замечательную возможность Adobe Captivate 7:

 

   Иногда необходимо заострить внимание на некоторых объектах курса, но при этом не «плодить» лишние слайды в курсе. Далее я расскажу как сделать один из таких элементов в Adobe Captivate.

  Мы добавим так называемый Lightbox, который поможет нам акцентировать внимание и будет закрываться простым кликом мышью на нем. Lightbox – это окно затемнения объектов находящихся за границей рамки этого элемента. 

  Данные объекты можно сделать при помощи относительного нового (доступного с 6-ой версии Captivate) функционала Cмарт-форм Smart shapes. 

Далее мы пошагово расмотрим как это сделать. Если не хотите читать - можете посмотреть этот ролик вместо чтения :).

  Создав Смарт-форму мы также можем добавить поверх нее изображение и затем воспользуемся группировкой объектов в Adobe Captivate и настроим проявление/исчезновение объектов типа Lightbox в зависимости от действий слушателей, при помощи действий Actions.

Шаг 1. Для начала добавим смарт-форму на слайд.
Выбираем смарт-форму в виде простого прямоугольника с использованием черного цвета и параметром прозрачности transparency около 70%.

 

Этот прямоугольник, в дальнейшем, будет затемнять содержимое слайда при определенном действии слушателя.

 

Шаг 2. Над темным прямоугольником добавляем изображение с текстом который должен появится на слайде при действии слушателя. 

 ! Обратите внимание, что добавленное изображение находится на Timeline выше всех остальных объектов.

Шаг 3. Выделите все добавленные вами новые элементы. Для этого можно зажать клавишу CTRL и кликнуть мышью на объектах, которые вы хотите выделить.

 

Шаг 4. Нажмите CTRL + G (в ОС Windows) или CMD + G (в MacOS), чтобы сгруппировать все выделенные объекты вместе. На Timeline должна будет появится группа, которую вы можете раскрыть, чтобы посмотреть все элементы, входящие в ее состав.

 

Шаг 5. Измените название группы в свойствах на любое удобное для вас. Ниже в свойствах группы под названием уберите галочку ‘Visible in output’. Отключение этой опции позволит не отображать объекты из этой группы до того как слушатель нажмет на кнопку, чтобы их отобразить.

 

Шаг 6. Добавьте объект, который будет использовать слушатель, чтобы включить отображение Lightbox’а (элементов из группы). Например, это может быть вот такая кнопка:



Шаг 7. Для этой кнопки в разделе ее свойств ACTION в пункте «On success» - выберите пункт Show и выберите ранее созданную вами группу (LB_Popup), в качестве объекта для показа.

Шаг 8. Вам также необходимо будет скрывать группу этих объектов после того как пользователь ознакомился с текстом на Lightbox. Для этого необходимо выбрать затемняющий прямоугольник и внести изменения в его свойства. Т.к. прямоугольник является Смарт-формой, его легко можно превратить в кнопку. Для этого достаточно проставить галочку напротив пункта «Use as Button» в его свойствах.

 

Шаг 9. Также для этой смарт-формы в разделе ее свойств в разделе ACTION для пункта «On success» - выберите значение Hide и выберите ранее созданную вами группу (LB_Popup), в качестве объекта для скрытия. Теперь когда слушатель кликнет в любом месте этого прямоугольника – он исчезнет со слайда.

 

Инструкция по работе со сценариями (Script) в Adobe Captivate

  Данная инструкция поможет вам начать работать со сценариями (Script) в Adobe Captivate (актуально для версии 5 / 5.5 / 6 / 7) с использованием Advanced Actions и переменных (Variables).

 

  В качестве примера рассматривается создание слайда с запросом авторизации пользователя – требованием ввести имя пользователя и пароль.

Полный текст инструкции вы можете найти тут - ссылка на инструкцию.


Системные переменные в Adobe Captivate 6.

В 6-й версии есть не только много новых переменных, но и были убраны  устаревшие переменные, с префиксом "rd".

В конце статьи вы сможете найти ссылку на скачивание pdf-файла со всеми системными переменными Captivate 6.

В данной статье мы рассмотрим рекомендации по работе с переменными, а также рекомендации по новым переменным, появившимся в Adobe Captivate 6.

 

1. Категория «Управление просмотром»:

Эта категория очень важна, потому что большую часть системных переменных в данной категории могут управляться при помощи действий actions или advanced actions.

Примечание: использование действий actions или  advanced actions возможно для всех перечисленных переменных, за исключением  cpCmndPlaybarMoved. Данная переменная – внутренняя системная,  доступная только для чтения.

Устаревшие переменные,  с префиксом "rd" были убраны из списка системных переменных в  Adobe Captivate 6. Их функциональность осталась прежней.

  • cpCmndGotoFrame & cpCmndGotoFrameAndResume
  • cpCmndNextSlide & cpCmndPrevious
  • cpCmndPause & cpCmndResume

 

Новые переменные: только одна cpCmndTOCVisible – позволяет вам показывать/скрывать Содержание (TOC), но только если у него в параметрах указан режим Overlay.  Это переменная типа Boolean (или Правда/ложь) Значение по умолчанию у нее = 0; это означает, что Содержание (TOC) - отображается.  Очень плохо, что в Adobe Captivate 6. Эта переменная отсутствует в выпадающем списке для действия "Assign". Выпадающий список для действия "Assign" содержит только эти переменные:

  • cpCmndShowPlaybar
  • cpCmndMute
  • cpLockTOC
  • cpCmndCC

Поэтому, если вы захотите использовать переменную cpCmndTOCVisible для действий – вам необходимо будет воспользоваться Advanced Actions.

 

2. Категория «Информация о курсе»:

Все переменные в данной категории доступны только для чтения.  Они часто используются вместе с переменными Управления просмотром, описанными выше.

Устаревшие переменные:

  • cpInfoCurrentFrame
  • cpInfoFPS
  • cpInfoFrameCount & cpInfoSlideCount

 

Новые переменные: отсутствуют в данной категории.

 

3. Категория «Метаданные курса»:

Все переменные в данной категории также доступны только для чтения.  Большинство из них обращаются к полям из формы (окна) информации о проекте курса (Project Information). Есть также две загадочные переменные cpInfoCourseID и cpInfoCourseName. В диалогом окне выбора переменных указано, что эти переменные также обращаются к полям из формы (окна) информации о проекте курса (Project Information), но при этом в окне информации о проекте курса данных полей нет. Также эти данные почему-то не забираются из информации для публикации в SCORM-формате. Возможно, что это устаревшие переменные  или они будут более точно описаны в следующих версиях Captivate.

Нет ни новых переменных, ни устаревших переменных в данной категории.

Переменные из данной категории могут быть использованы, например, в текстовых заголовках (Text Captions), добавленных на мастер-слайд или на слайд шаблона проекта. Но при этом обязательно должны быть заполнены поля в окне информации о проекте курса (Project Information).

 

4. Категория «Информация о системе» (System Information):

Все переменные данной категории также доступны только для чтения, и могут быть использованы также как и переменные предыдущей категории.

Нет ни новых переменных, ни устаревших переменных в данной категории.

 

5. Категория переменных «Вопросов и тестов» (Quizzing):

Все переменные данной категории также доступны только для чтения. С большим количеством новых функций в тестах, появилось также несколько новых системных переменных. Вы также можете их найти в таблице.

Устаревшие переменные: отсутствуют в данной категории.

 

Новые переменные:

cpQuizInfoNegativePointsOnCurrentQuestionSlide: т.к. теперь можно назначать штраф (Penalty), эта переменная отображает максимальный штраф для каждого слайда с вопросом. Эту переменную можно использовать вместе с переменной cpQuizInfoPointsPerQuestionSlide. Не путать с баллами, набранными пользователем для слайда с вопросом, которые  (после прохождения слайда) будут храниться в переменной cpQuizInfoLastSlidePointScored.

cpQuizInfoPretestPointsscored: эту переменную необходимо использовать только для отображения  оценки, полученной для слайдов с вопросами типа Pretest (предварительное тестирование). Для обычных же слайдов с вопросами   необходимо использовать переменную  

cpQuizInfoPointsscored. Эта переменная (cpQuizInfoPointsscored) также отображается на слайде с результатами теста в конце курса (Score slide).

cpQuizInfoPretestScorePercentage - эту переменную необходимо использовать только для отображения  для слайдов с вопросами типа Pretest (предварительное тестирование). Это аналог переменной cpInfoPercentage (которая также используется на слайде с результатами теста в конце курса (Score slide).

cpQuizInfoPartialScoreOn: для вопросов, в которых выбрана возможность разделить количество баллов по ответам (partial scoring), эта переменная будет иметь значение «1».                       Значение по умолчанию  «0»  (без partial scoring).

 

Отсутствующие переменные:

Если вы откроете окно Advanced Interaction (F9) в проекте, который имеет как слайды с вопросами типа Pretest, так и обычные слайды с вопросами – вы обнаружите, что общая сумма баллов за курс (Total Points) равна сумме максимально возможных баллов как за слайды с вопросами типа Pretest, так и обычные слайды с вопросами:


Это не должно быть проблемой, вы можете явно увидеть в окне Advanced Interaction  разницу между слайдами с вопросами типа Pretest и обычными слайдами с вопросами. Но все равно  есть проблемы со следующими переменными:

  1. cpQuizInfoTotalProjectPoints/cpQuizInfoTotalQuizPoints: обе переменные будут иметь одно и то же значение после завершения проекта, хотя они не заполняются в один и тот же момент времени. НО: это будет та же сумма,  как вы можете увидеть в этом окне (Advanced Interaction). Это означает, что у вас нет отдельных значений  для максимальной оценки за  слайды с вопросами типа Pretest и обычные слайды с вопросами. А также, что нет никакой системной переменной для максимального балла за  слайды с вопросами типа Pretest, что видно на слайде с результатами теста в конце курса (Score slide).

Если вы хотите создать свой собственный слайд с результатами теста в конце курса (Score slide), вам придется сделать некоторые математические методы или использовать Advanced Actions. Так же вам придется использовать Advanced Actions  или математические методы, если вы хотите, добавить слайд с результатами теста в конце курса (Score slide) для курса содержащего только слайды с вопросами типа Pretest (т.к. в данном случае Score slide - отсутствует).

 

Было бы хорошо иметь системную переменную для отображения максимального балла, полученного за слайды с вопросами типа Pretest  (которая судя по всему используется Captivate’ом для расчета переменной cpQuizInfoPretestScorePercentage).  Но ее, к сожалению, в Captivate  6 – нет!

 

Также было бы хорошо иметь системную переменную для отображения максимального балла, полученного за слайды с вопросами типа Pretest  (которая судя по всему используется Captivate’ом для расчета переменной cpQuizInfoPretestScorePercentage).  Но ее, к сожалению, в Captivate  6 – нет!

 

  1. cpQuizInfoTotalQuestionsPerProject/cpQuizInfoTotalUnansweredQuestions: again,  

опять данные для этих переменных, представляет собой сумму для слайдов с вопросами типа Pretest и обычными слайдами с вопросами. А значения, приведенные на слайде с результатами теста в конце курса (Score slide) – только по обычными слайдами с вопросами.  Системные переменные для создания пользовательского слайда с результатами теста – отсутствуют.

 

  1. cpQuizInfoTotalCorrectAnswers:   рад вам сообщить, что здесь  в отличии от предыдущих описанных переменных отображаются данные только для обычных слайдов с вопросами. Однако, если вы активировали опцию разделения количества баллов по ответам (partial scoring), вы должны иметь в виду, что ответ на вопрос считается правильным даже когда выбран хотя бы один из правильных ответов (т.е. когда по меньшей мере часть вопроса правильна)! В зависимости от ситуации, это может означать, что ответ на вопрос считается правильным, даже если он имеет отрицательный результат.

Например: Ответ на вопрос состоит из 10 частей, 5 из них правильные и разделены (partial score) и за каждый из них пользователь получает два балла. А другие пять – неправильные и для них установлен штраф (Penalty) в -2 балла. Таким образом если пользователь выберет   два неправильных и один правильный ответ, то в суммарной оценке за вопрос он получит следующий балл 2+(-2)+(-2) = -2.  Таким образом пользователь получил отрицательный балл за вопрос, но при этом переменная cpQuizInfoTotalCorrectAnswers прибавляет данный вопрос к общему Total’у, как вопрос на который пользователь ответил правильно. Согласитесь, это  кажется немного странным?

 

Ссылка на файл с описание всех переменныx – Описание переменных Adobe Captivate 6.

 

Написано на основе статьи отсюда - http://blog.lilybiri.com/system-variables-in-captivate-6.

Вы можете найти таблицу с детальным описанием типа и предназначения всех системных переменных Adobe Captivate 5 (5.5) по следующей ссылке. Надеюсь, что эта таблица поможет вам в создании курсов в этом замечательном редакторе.

Новые возможности Adobe Captivate 7 и его отличия от предыдущих версий:

Благодаря сотрудникам компании Adobe в новой версии  Captivate появились новые возможности.

Они в значительной мере направлены  в помощь разработчику электронных курсов и реализуют современные  требования к разработке курсов.

 

Я бы хотел рассказать об особенно важных новшествах:

 

  1. Появилась поддержка записи системных звуков при захвате экрана (опция «System Audio»):

Она позволяет записывать звуки которые воспроизводит та или иная программа при работе в ней напрямую с компьютера, даже при выключенных динамиках.  Ранее для этих целей приходилось использовать микрофон и динамики, а в таком случае качество записи могло быть низким и с посторонними шумами.

Системные звуки записываются на отдельный трек («System Audio») и могут быть отредактированы на Timeline:

 

   2. Как я уже писал ранее (здесь) в  версии Adobe Captivate 6 появилась опция публикации курса в HTML5 ( HTML5 Publishing), но при этом часть эффектов для объектов не поддерживалась в HTML5.

Узнать какие именно эффекты не поддерживаются можно было только из руководства пользователя или непосредственно уже после вставки эффектов в курс (через HTML5 tracking и\или при попытке опубликовать курс в HTML5).

Но теперь в новой версии добавили следующие примечания по эффектам:

 * - Not Supported in HTML5 Output (Не поддерживается при публикации в HTML5);

 ** - Looks different in HTML5 Output than in SWF (Отличается по виду от публикации в SWF при публикации в HTML5).

   

    3. Также есть возможность импортировать вопросы в GIFT-формате, предварительно создав их, например, в текстовом редакторе: 


 

    4. Появилась новая замечательная возможность сохранять  Advanced Actions как Shared Action. Т.е. теперь можно создать Advanced Action и сохранить его для использования, например, в других проектах!

    5. Также были добавлены новые системные переменные. Теперь наконец-то есть переменные, которые забирают данные о слушателе напрямую из LMS (Логин, Имя пользователя и т.д.):

   

     6. И наконец самые главные нововведения! Во первых, появилась возможность публиковать курсы для LMS, использующих Tin Can API:

 

Причем поддержка Tin Can API действительно полноценная! Как видно из картинки ниже - курс, опубликованный в Captivate 7 передает данные о всех действиях пользователя в LMS: 


   

     7. Также вторым по важности нововведением является специальный инструмент для создания учебных приложений для размещения их в AppStore и GooglePlay. Он называется Adobe Captivate App Packager

В Adobe Captivate App Packager вы можете проверить совместимость разработанного вами контента электронного курса с теми или иными мобильными устройствами, при необходимости отредактировать его, добавить специальные эллементы используемые в мобильных приложениях и в финале опубликовать его напрямую в AppStore и GooglePlay.